Кто такой финансовый омбудсмен и в каких случаях можно обратиться к нему? Как написать обращение финансовому омбудсмену? В каком порядке будет рассматриваться спор между физическим лицом и финансовой организацией? На эти и другие вопросы можно найти ответы в этой памятке.
КТО ТАКОЙ ФИНАНСОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ?
Финансовый уполномоченный (омбудсмен) - независимое должностное лицо, действующее на основании Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Омбудсмен помогает разобраться в спорах между физическими лицами и финансовыми организациями, позволяя избежать обращения в суд.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
• если спор подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, то потребители финансовых услуг вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к омбудсмену;
• прием и рассмотрение обращений потребителей осуществляется бесплатно;
• рассматривает обращение исключительно имущественного характера, при этом размер взыскиваемой суммы не должен превышать 500 тысяч рублей. Исключение составляют возмещения по договору ОСАГО — рассматриваются независимо от их размера.
• финансовый уполномоченный независим от федеральных и муниципальных органов власти, Центрального банка Российской Федерации и иных организаций и должностных лиц.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ К ОМБУДСМЕНУ?
Обратиться можно, если возник спор с финансовой организацией. Важно, чтобы со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.
Направить обращение финансовому уполномоченному можно только в отношении финансовой организации, которая осуществляет взаимодействие с финансовым уполномоченным.
С финансовым уполномоченным обязаны взаимодействовать:
• страховые организации, которые осуществляют деятельность по ОСАГО, ДСАГО и страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) — с 1 июня 2019 года;
• все страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование) — с 28 ноября 2019 года;
• микрофинансовые организации (МФО) — с 1 января 2020 года;
• кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы (КПК), ломбарды, негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — с 1 января 2021 года.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Банк России ведет Реестр таких финансовых организаций.
Финансовые организации, которые взаимодействуют с финансовым омбудсменом на добровольной основе, включены в Перечень АНО «СОДФУ».
Если финансовая организация не входит в Реестр или Перечень, следует обратитесь в суд для защиты своих финансовых прав.
АНО «СОДФУ» - Автономная некоммерческая организация «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного», созданная Банком России.
КТО МОЖЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ФИНАНСОВОМУ УПОЛНОМОЧЕННОМУ?
• Потребитель финансовых услуг, с которым, или в пользу которого был заключен договор с финансовой организацией, либо лицо, которому была оказана финансовая услуга;
• Законный представитель потребителя финансовых услуг;
• Лицо, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации по договору уступки прав требования (цессии).
КАК ОБРАТИТЬСЯ К ФИНАНСОВОМУ УПОЛНОМОЧЕННОМУ?
Отправить обращение финансовому уполномоченному можно:
• в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного (потребуется авторизация через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА));
• в электронной форме через портал госуслуг;
• в письменной форме по адресу финансового уполномоченного.
ВАЖНО ЗНАТЬ! До направления обращения уполномоченному следует направить заявление (претензию) в организацию, с которой возник спор, в письменной или электронной форме. Если со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней, ответить должны в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения заявления (претензии). В иных случаях — в течение 30 календарных дней. Если ответ финансовой организации не устроил или не был дан в вышеуказанные сроки, следует обращаться к финансовому уполномоченному.
КАК УЗНАТЬ О РЕШЕНИИ ФИНАНСОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО?
Решение уполномоченного в течение одного рабочего дня со дня его принятия направляется:
• в форме электронного документа, подписанного омбудсменом усиленной квалифицированной электронной подписью;
• на бумажном носителе.
Решение омбудсмена вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания. Финансовая организация обязана исполнить решение в указанный в нем срок.
КАК ИСПОЛНЯЕТСЯ РЕШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО?
Решение подлежит исполнению финансовой организацией не позднее указанного в нем срока. В случае неисполнения решения, омбудсмен выдаст удостоверение.
Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение в исполнение в принудительном порядке.
Если финансовая организация не исполнила в добровольном порядке решение финансового уполномоченного, суд на основании заявления взыщет с финансовой организации штраф в размере 50 % суммы требования потребителя.
ПОЛУЧЕН ОТКАЗ ОТ ОМБУДСМЕНА. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Если омбудсмен вышлет отказ, то решить проблему можно через суд. Следует подать иск в суд на финансовую компанию и приложить отказ омбудсмена рассматривать ваше дело.