Всем гражданам и организациям в России присваивается идентификационный номер налогоплательщика – ИНН. Он необходим для учета в налоговом органе. Расскажем, какая информация зашифрована в ИНН, как его получить и стоит ли восстановить бумажный сертификат в случае утери.
Зачем нужен ИНН
Конституционная обязанность каждого гражданина или компании – платить налоги. Они нужны для развития государства. На эти деньги строятся дороги, школы, детские сады, выплачиваются пенсии и зарплаты бюджетникам, обеспечивается безопасность государственных границ и т. д.
С помощью ИНН Федеральная налоговая служба (ФНС) начисляет налоги, а также следит за их уплатой. Если физическое или юридическое лицо уклоняется от исполнения этой обязанности, то ФНС начисляет пени и штрафы. Также налоговая задолженность может стать причиной запрета на выезд за границу.
ИНН присваивается один раз и действует на протяжении всей жизни человека. Он не меняется при переезде в другой регион, заключении брака, изменении фамилии, имени и отчества. ИНН компании также неизменен на протяжении всего периода ее работы.
О чем говорят цифры
Идентификационный номер налогоплательщика физического лица состоит из 12 цифр:
1 – 2 – код субъекта РФ (например, 50 – Московская область, 22 – Алтайский край, 83 – Ненецкий автономный округ и другие),
3 – 4 – номер налоговой инспекции, которая присвоила ИНН,
5 – 10 – порядковый номер записи в реестре налогоплательщиков,
11 – 12 – контрольное число, которое ФНС вычисляет по специальной формуле.
Идентификационный номер налогоплательщика юридического лица состоит из 10 цифр:
1 – 2 – код субъекта РФ,
3 – 4 – номер налоговой инспекции, присвоившей ИНН,
5 – 9 – порядковый номер записи в реестре налогоплательщиков,
10 – контрольное число ФНС.
Узнать свой ИНН можно несколькими способами:
-
В личном кабинете на портале «Госуслуги». Для этого нужно зайти в свой профиль и выбрать вкладку «Документы и данные».
-
На сайте Федеральной налоговой службы. Заполняем форму на странице «Узнать ИНН», указываем фамилию, имя, отчество, дату рождения, а также серию, номер и дату выдачи паспорта, удостоверяющего личность физического лица.
-
Очно в налоговой службе. Потребуется предъявить паспорт. Чтобы узнать ИНН индивидуального предпринимателя, нужно заполнить специальную форму на сайте Федеральной налоговой службы. Потребуется назвать ФИО ИП, а также регион его регистрации. Там же можно узнать идентификационный номер организации – для поиска будет достаточно указать ее ОГРН (основной государственный регистрационный номер).
Как получить ИНН
Постановка на учет физического лица и присвоение ИНН происходит автоматически сразу после рождения. Загс передает информацию Федеральной налоговой службе, которая присваивает новому гражданину идентификационный номер налогоплательщика.
Бывают случаи, когда человек родился в другом государстве, однако затем переехал в Россию. В этом случае можно получить ИНН на портале «Госуслуги». Подать заявление могут как граждане России, так и иностранцы. Для получения идентификационного номера обязательна постоянная или временная регистрация на территории России.
Алгоритм получения ИНН следующий:
-
Авторизуйтесь на портале «Госуслуги».
-
Выберите услугу «Получение ИНН».
-
Заполните заявление и подпишите его в приложении «Госключ».
Заявление рассмотрит ФНС и даст ответ в срок до 20 рабочих дней. Через «Госуслуги» получится подать заявление только на себя. Если требуется присвоить ИНН другому человеку, например ребенку, то придется обратиться в отделение ФНС.
Человеку, который регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), не нужно получать новый ИНН. Он продолжает пользоваться тем же идентификационным номером, что и до регистрации предпринимательского статуса.
Компаниям идентификационный номер налогоплательщика присваивается при государственной регистрации после подачи пакета документов в ФНС.
Бумажное или электронное свидетельство
При желании можно получить бумажное свидетельство, в котором указан ИНН. Это можно сделать бесплатно:
по предварительной записи в налоговой инспекции (срок изготовления составит 5 рабочих дней),
в МФЦ (срок изготовления составит 7–10 рабочих дней).
Свидетельство, помимо самого ИНН, содержит ФИО налогоплательщика, его пол, дату рождения, а также подпись ответственного сотрудника налоговой службы и печать ведомства.
Для получения свидетельства потребуется:
-
паспорт (родителя или ребенка по достижении 14 лет),
-
свидетельство о рождении ребенка (если свидетельство за него получает родитель),
-
заполненное заявление физического лица о постановке на налоговый учет по форме № 2 – 2 – Учет.
Впрочем, получать свидетельство не обязательно. Оно не требуется ни при устройстве на работу, ни при уплате налогов. В любых ситуациях достаточно просто указать свой ИНН без предъявления документа.
По этой же причине можно не восстанавливать свидетельство взамен утерянного или пришедшего в негодность. Если же такая потребность есть (например, человек привык, что все документы хранятся в бумажном виде в папке), можно получить:
-
дубликат в налоговой службе,
-
электронное свидетельство ИНН, которое имеет такую же юридическую силу.
Самый простой способ получить электронное свидетельство – зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика для физических лиц, а затем нажать на вкладку «Получить свидетельство ИНН». Электронное свидетельство будет заверено усиленной квалифицированной подписью ФНС – можно распечатать его и хранить дома.
Лайфхак!
Чтобы каждый раз не искать свой ИНН можно сделать отметку в паспорте. Для этого следует обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства. Предварительная запись не потребуется. Отметку в паспорте поставят в тот же день в присутствии гражданина на 18 странице документа.
Есть еще один номер, который присваивается человеку один раз на всю жизнь
Это СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета
Узнать, для чего и в каких ситуациях понадобится СНИЛС
Источник: Редакция «Мои финансы»
Автор: Мария Иваткина